Миссия детского сада
"Каждый ребенок -
успешный дошкольник!"

1 корпус:

ул. Самарцева, д. 38.
тел.: 22-71-49, 24-82-10(факс)
E-mail: detsad078@mail.ru

 

2 корпус:

ул. Федюнинского, д. 11б.

тел.:31-76-64 (факс); 

 

3 корпус:

ул. Ставропольская,  7.

тел./факс 32-90-34
 

 

 

Опросы

Кто, по вашему мнению, в большей степени влияет на формирование двигательной активности ребенка?

Адаптированная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (3-7 лет)

03.02.2020

АДАПТИРОВАННАЯ  ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ  МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 78 ГОРОДА ТЮМЕНИ

 

Реализуемый уровень образования

Дошкольное образование

Форма обучения

Очная форма

Нормативный срок обучения

4 года

 Наименование 

 образовательной программы

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 78 города Тюмени

 

 

Описание образовательной программы

Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ  является неотъемлемой частью Адаптированной образовательной программы ДО. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия. Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности. Настоящая  адаптированная  основная  образовательная  программа  (АООП)  дошкольного  образования  разработана  для  детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). 

Обязательная часть программы разработана с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой и «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Чиркиной Г.В., Т.В. Тумановой.

Данная АООП разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Содержание АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы программы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):

● речевое развитие;

● социально - коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● художественно - эстетическое развитие;

● физическое развитие.

Информация об учебном плане

Продолжительность организованной образовательной деятельности (фронтальные, индивидуальные занятия)

       

       -    для детей 4 – го года жизни – не более 15   минут;

  • для детей 5-го года жизни – не более 20 минут;
  • для детей 6-го года жизни – не более 25 минут;
  • для детей 7-го года жизни – не более 30 минут.

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)

Программа рассчитана на пребывание ребенка в общеразвивающей группе с трех-семи летнего возраста. Она создана для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Целью АООП для детей с ТНР  является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи. 

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Построение образовательной программы основывается на комплексно-тематическом принципе. Специфической особенностью Программы является интеграция коррекционно-развивающего содержания не только в структуру занятий, предусмотренных учебным планом (НОД), но и во все виды совместной со взрослым деятельности, и в режимные моменты. Тщательно продумывается развивающая среда для организации свободной деятельности детей. В коррекционно-развивающий процесс включаются не только специалисты (учителя-логопеды, педагоги-психологи), но и воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, педагоги дополнительного образования. Обязательной составляющей Программы является взаимодействие с семьей воспитанника с целью повышения информированности и психолого-педагогической компетентности в вопросах, связанных с особенностями развития, а также с методами и приемами преодоления его недостатков у дошкольников с ОВЗ.

 

Информация о календарном учебном графике

Длительность одного учебного часа во второй младшей группе – 15 минут;

Длительность одного учебного часа в средне группе – 20 минут;

Длительность одного учебного часа в старшей группе   — 25 минут

Длительность одного учебного часа в подготовительной  группе   — 30 минут

Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой

1. Акименко В.М.Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями., Феникс,2015.

2. Астафьева В.М. Играем, читаем пишем. «Детство-Пресс»,2015.

3. Азова Е.О.Чернова О.О.Учим звуки С-З,Ш-Ж,Р-Л. ТЦ «Сфера»2012.

4. Анищенкова Е.С.Речевая гимнастика для развития речи дошкольников.АСТ.2006.

5. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи (методическое пособие, альбом для обследования восприятия и произнесения слов, картинный материал для проведения игр) — М., 2005.

6. Батяева С.В. Альбом по развитию речи. М.:Росмен.2015.

7. Баряева Л.Б. Математические представления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: экспериментальное исследование. Монография. – М.: ПАРАДИГМА, 2015.

8. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

9. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.

  1. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. — СПб.: КАРО, 2010.
  2. Большаковап С.Е. Формируем слоговую структуру слова. М.,2006.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.
  4. Володина В.С.Альбом по развитию речи .М.:Росмэн,2009.
  5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М., 2002.
  6. Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
  7. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.: ДРОФА, 2008.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011.
  9. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. — СПб.: КАРО, 2004. 
  10. Карпова С.И.Мамаева В.В.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. Спб.:2015.
  11. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000. 
  12. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста .М.: Литера ,2017г.
  13. 13.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. — СПб., 2006.
  14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001. 
  15. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 2010
  16. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016.
  17. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под.ред. Л. С. Волковой. — М., 2007.
  18. Логопедия. Теория и практика. Под ред .Филичевой Т.Б. М. Эксмо 2017.
  19. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников. Монография. – М.: УМЦ «Добрый мир», 20115.
  20. Лопатина Л. В., Ковалева М.В. Логопедическая работа по формированию выразительных средств речи у детей-сирот. – М.: Парадигма, 2013. 
  21. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. 
  22. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ.ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015. 
  23. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). — СПб.: Паритет, 2008.
  24. Нищева Н.В.Занимаемся вместе. Ранний возраст. Домашняя тетрадь. Спб.: «Детство-пресс»,2007.
  25. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 33 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.
  26. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: ООО "ИЗДАНИЕ "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2019.
  27. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.
  28. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев,2007.
  29. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Чиркиной Г.В. М. просвещение 2011.
  30. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2004.
  31. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Астрель –АСТ. 2001.
  32. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2000.
  33. Специальная психология / В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Академия, 2004. 
  34. Смирнова Л.Н.Мы учим звуки Л-Р. «Мозаика-Синтез».2002.
  35. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.  Издательство « Гном и Д»,2008.
  36. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000.
  37. Филичева Т.Б., Орлова О.С, Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М. Эксмо 2015.
  38. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста.— М.: ДРОФА, 2009.
  39. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. М. Изд-во В. Секачев. 2016.
  40. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.
  41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2005.
  42. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. —М.: ВЛАДОС, 2000.
  43. Шангина И. И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.
  44. Шуленко Е.Е. Занимательные росчерки: Рабочая тетрадь для обучения письму детей 5–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  45. Шуленко Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  46. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М.:ТЦ « Сфера»2012.

Численность воспитанников по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований

15 воспитанников

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

русский

Адаптированная программа для детей с тяжёлыми нарушениями (3-7 лет)

← Назад Вперед →