Какие мысли возникают, когда вы слышите слово: «игра»?
У многих рождаются позитивные ассоциации: детство, игрушки, смех, счастье и так далее. Но зачастую в повседневной жизни игра воспринимается, как что-то противоположное важным делам и работе.
Обычно игра для взрослых связана с отдыхом, забавой, развлечением и бездельем. Ребенок часто может слышать от родителей такие фразы: «Тебе бы все только играть, давай лучше посчитаем, пора уже делом заниматься». Или часто дети слышат «Поиграй сам, мне сейчас некогда».
Еще советскими психологами Л. Выготским и Д. Элькониным было доказано, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Только благодаря игре происходит эффективное разностороннее развитие ребенка. Кстати, последние исследования психологов подтверждают, что актуальность игры сохраняется и в школьном возрасте, и в юности, а также очень полезно играть взрослым и пожилым людям.
Именно в игре закладываются фактически все важные функции для человека. Это психические процессы: ощущение, восприятие, мыслительные операции, память, воображение, а также речь и воля. Играя, ребенок овладевает социальными нормами и способами взаимодействия.
Игровая деятельность станет развивающей только при активной роли близких взрослых. Для целостного, гармоничного развития личности важна совместная игра с родителями. В совместной игре кроме развивающего аспекта возникает эмоциональная близость, доверие друг к другу. Когда родители участвуют в играх с детьми, происходит интеллектуальное развитие ребенка благодаря подражанию.
Кроме того, игра способствует психологическому здоровью каждого участника, позволяет создать позитивное пространство в семье. Играя с ребенком, вы можете подкорректировать его поведение, объяснить, как правильно реагировать на различные ситуации.
Семейные игры объединяют маленький и дружный коллектив, они развивают смекалку, логику, память, наблюдательность, быстроту реакции и воображение. Игры можно подбирать по сезонам, чтоб закреплять полученные знания в детском саду и расширять кругозор ребёнка. Здесь мы подобрали для вас игры, которые понравятся вашим малышам и вам.
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Ударили…. (морозы)
Хрустит…. (снег)
Бушует… (вьюга)
Замерзли… (реки)
Скрипит… (снег)
Метут… (метели)
Падает… (снег)
«ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Если зимой холоднее, чем весной, то весной ... . Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка ... .
«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК К ПРЕДМЕТУ»
Игра научит согласовывать прилагательные с существительными.
Родитель предлагает ребёнку ответить на вопросы какая, какой, какие? Например: зима (какая) – белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая; лёд (какой) – прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий, холодный, хрупкий…; лыжи (какие) – деревянные, красивые, гладкие, скользкие и т. д.
«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Игра помогает закрепить знание признаков разных времён года, научит чётко излагать свои мысли; развивает слуховое внимание.
Родитель называет время года: «Зима». Затем называет признаки разных времён года (день стал коротким, а ночь длинной, птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Ребёнок должен называть лишние признаки и объяснить свой выбор.
«БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (С МЯЧОМ)
Игра развивает речь, память, мышление, быстроту реакции.
Родитель произносит словосочетание и бросает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом – (не бывает); снег зимой – (бывает); мороз летом – (не бывает); капель летом – (не бывает); лёд зимой замерзает –(бывает); летом дети делают кормушки птицам – (не бывает); зимой текут ручейки – (не бывает) зимой носим сарафаны – (не бывает); и т. д.
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Игра помогает закрепить обобщающие слова на тему «Зимняя одежда», «Зимняя обувь».
Родитель называет любые слова на тему «Зимняя одежда», «Зимняя обувь», ребёнок называет обобщающее слово к предложенным словам.
«СОСУЛЬКА-СНЕЖИНКА»
Игра развивает способность слышать инструкции и выполнять их, развивает внимание и реакцию.
Родитель произносит слово сосулька и ребёнок пальчиком стучит по ладони. При слове снежинка, ребенок кружится. Можно дополнять команды и усложнять игру. Важно следить за правильностью выполнения команд.
Педагог – психолог Самал Ибраимовна Садубова